Кроссовер — различия между версиями

Материал из MyWikiArticles
Перейти к: навигация, поиск
(Классификация по размерам и популярные примеры)
(Модели кроссоверов и их платформы)
 
Строка 24: Строка 24:
  
 
К началу двухтысячных годов класс CUV окончательно устоялся и стал распространяться за пределами Северной Америки. Кроссоверы начали разделяться на несколько групп по размерам — от самых миниатюрных, построенных на шасси малолитражек сегмента B по европейской классификации, и до самых крупных, основанных на шасси больших седанов сегментов D — E, а также степени престижности — от сверхбюджетных до люксовых. Рынок традиционных SUV, напротив, значительно сузился, причём многие из них в новых поколениях либо сильно сблизились по концепции с кроссоверами, либо напрямую перешли в этот класс.
 
К началу двухтысячных годов класс CUV окончательно устоялся и стал распространяться за пределами Северной Америки. Кроссоверы начали разделяться на несколько групп по размерам — от самых миниатюрных, построенных на шасси малолитражек сегмента B по европейской классификации, и до самых крупных, основанных на шасси больших седанов сегментов D — E, а также степени престижности — от сверхбюджетных до люксовых. Рынок традиционных SUV, напротив, значительно сузился, причём многие из них в новых поколениях либо сильно сблизились по концепции с кроссоверами, либо напрямую перешли в этот класс.
 
== Модели кроссоверов и их платформы ==
 
{| class=wikitable
 
!Модель(и)
 
![[Автомобильная платформа|Платформа]]
 
|-
 
|[[Acura MDX]]
 
|[[Honda Odyssey]]
 
|-
 
|[[Audi Q7]]
 
|[[Audi A6]]
 
|-
 
|[[Audi Q5]]/[[Audi Allroad Quattro]]
 
|[[Audi A4]]
 
|-
 
|[[Bentley Bentayga]]
 
|
 
|-
 
|[[Škoda Octavia (1996)|Škoda Octavia Scout]]
 
|[[Škoda Octavia (1996)|Škoda Octavia Combi]]
 
|-
 
|[[Škoda Yeti]]
 
|[[A5 (PQ35)|Volkswagen A5 (PQ35)]]
 
|-
 
|[[BMW X3]]
 
|[[BMW 3|BMW 3 Series]]
 
|-
 
|[[BMW X6]]
 
|[[BMW X5]]
 
|-
 
|[[Cadillac SRX]]
 
|[[GM Sigma platform|Sigma platform (Cadillac CTS/STS)]]
 
|-
 
|[[Chevrolet Captiva]]/[[Saturn Vue]]
 
|[[GM Theta platform]]
 
|-
 
|[[Chrysler Pacifica]]
 
|[[Chrysler S platform|Chrysler CS platform]] ([[Chrysler Town & Country]]/[[Dodge Caravan]])
 
|-
 
|[[Ford Ecosport]]
 
|[[Ford B3 platform]] ([[Ford Fiesta]])
 
|-
 
|[[Ford Flex]]
 
|[[Ford D3 platform|Ford D4 platform]]
 
|-
 
|[[Ford Escape]]/[[Mazda Tribute]]/[[Mercury Mariner]]
 
|[[Ford CD2 platform]]
 
|-
 
|[[Ford Taurus X]]
 
|[[Ford D3 platform]] ([[Ford Five Hundred|Ford Five Hundred/Taurus]])
 
|-
 
|[[Ford Territory]]
 
|[[Ford Falcon (Australia)|Ford Falcon]]
 
|-
 
|[[Dodge Journey]]
 
|[[Dodge Avenger]]
 
|-[[GM Hummer]]
 
|[[Buick Enclave]]/[[Chevrolet Traverse]]/[[GMC Acadia]]/[[Saturn Outlook]]
 
|[[GM Lambda platform]]
 
|-
 
|[[Holden Commodore|Holden Adventra]]/HSV Avalanche
 
|[[Holden Commodore]]
 
|-
 
|[[Holden Commodore|Holden Crewman]]/HSV Avalanche XUV
 
|[[Holden Commodore]]
 
|-
 
|[[Honda CR-V]]
 
|[[Honda Civic]]
 
|-
 
|[[Honda Element]]
 
|[[Honda Civic]]
 
|-
 
|[[Honda Pilot]]
 
|[[Honda Odyssey]]
 
|-
 
|[[Hyundai Tucson]]/[[Kia Sportage]] (2nd)
 
|[[Hyundai Elantra]]
 
|-
 
|[[Hyundai Santa Fe]]/[[Hyundai Veracruz]]
 
|[[Hyundai Sonata]]
 
|-
 
|[[Infiniti EX]]
 
|[[Nissan FM platform]]
 
|-
 
|[[Infiniti FX]]
 
|[[Nissan FM platform]] ([[Infiniti G35]])
 
|-
 
|[[Jeep Compass]]/[[Jeep Patriot]]
 
|[[Mitsubishi GS platform]]
 
|-
 
|[[Jeep Grand Cherokee]] WK2 (fourth generation)
 
|[[Mercedes-Benz M-класс]] (second generation)
 
|-
 
|[[Land Rover Freelander|Land Rover Freelander2]](2006—2014)/[[Land Rover Freelander|Land Rover Freelander3]](2015-)
 
|[[Ford EUCD]]/[[LR-MS]]
 
|-
 
|[[Lincoln MKX]]/[[Ford Edge]]
 
|[[Ford CD3 platform]] ([[Lincoln MKZ|Lincoln Zephyr/MKZ]], [[Ford Fusion (Северная Америка)|Ford Fusion]])
 
|-
 
|[[Mazda CX-5]]
 
|[[MAZDA SKYACTIV]]
 
|-
 
|[[Mazda CX-7]]
 
|
 
|-
 
|[[Mazda CX-9]]
 
|[[Mazda 6]]
 
|-
 
|[[Mercedes-Benz GLK-Class]]
 
|[[Mercedes-Benz C-Class]]
 
|-
 
|[[Mercedes-Benz M-класс]] (third generation)
 
|
 
|-
 
|[[Mitsubishi Endeavor]]
 
|[[Mitsubishi Galant]]
 
|-
 
|[[Mitsubishi Outlander]]
 
|[[Mitsubishi Lancer]]
 
|-
 
|[[Nissan Murano]]
 
|[[Nissan D]] ([[Nissan Altima]])
 
|-
 
|[[Nissan Qashqai|Nissan Rogue]]
 
|[[Nissan C]] ([[Nissan Sentra]])
 
|-
 
|[[Nissan X-Trail]]
 
|[[Nissan C]]
 
|-
 
|[[Peugeot 3008]]
 
|[[Peugeot 308]]
 
|-
 
|[[Renault Duster]]
 
|Nissan B0
 
|-
 
|[[Subaru Tribeca]]
 
|
 
|-
 
|[[Suzuki SX4]]
 
|
 
|-
 
|[[Suzuki Grand Vitara|Suzuki Grand Vitara/XL7]]
 
|
 
|-
 
|[[SsangYong New Actyon]]
 
|
 
|-
 
|[[Toyota Kluger|Toyota Kluger/Highlander]]
 
|[[Toyota Camry]]
 
|-
 
|[[Toyota Harrier|Toyota Harrier/Lexus RX]]
 
|[[Toyota Kluger|Toyota Kluger/Highlander]]
 
|-
 
|[[Toyota RAV4]]
 
|[[Toyota Celica]]
 
|-
 
|[[Volkswagen Tiguan]]
 
|[[Volkswagen Group A platform]] ([[Volkswagen Golf]])
 
|-
 
|[[Volvo XC60]]
 
|[[Volvo P24 platform]]
 
|-
 
|[[Volvo XC70]]
 
|[[Volvo P24 platform]]
 
|-
 
|[[Volvo XC90]]
 
|[[Volvo P2 platform]] ([[Volvo S80]])
 
|}
 
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
 
<references />
 
<references />

Текущая версия на 17:19, 22 января 2018

Dodge Journey — типичный вариант американского кроссовера.

Кроссо́вер (также CUVCrossover Utility Vehicle) — изначально североамериканский тип автомобиля, построенный на легковой платформе с несущим кузовом, но при этом имеющий отдельные черты, характерные для SUV — в частности, внешность и высокую посадку водителя и пассажиров[1]. В настоящее время имеет широкое международное распространение.

На Западе большинство CUV — переднеприводные автомобили, с внедорожниками имеющие лишь общую внешнюю атрибутику (немного увеличенный дорожный просвет, пластиковая отделка порогов и колёсных арок, и тому подобное). На рынке СНГ и, в частности, России при этом большинство кроссоверов предлагаются исключительно либо преимущественно в полноприводном варианте, с чем связано встречающееся в русскоязычной прессе ошибочное смешение этого класса автомобилей с комфортабельными внедорожниками, вроде Chevrolet Niva. Тем не менее, даже у полноприводных CUV конструкция трансмиссии в подавляющем большинстве случаев предельно упрощена в угоду дешевизне и простоте управления (как правило, она строится по схеме On Demand 4WD, то есть, в обычных условиях крутящий момент передаётся на одну ось — переднюю либо заднюю, а полный привод автоматически подключается только при её пробуксовке; межосевой дифференциал, возможность принудительного ручного подключения полного привода и понижающий ряд передач отсутствуют), а их внедорожные качества — в лучшем случае средние, поскольку легковая платформа, на которой они построены, не рассчитана на преодоление серьёзного бездорожья и долговременную эксплуатацию за пределами благоустроенных дорог ни геометрически (малые углы въезда из-за низких пластиковых бамперов и порогов, плохая защита элементов трансмиссии и выхлопной системы), ни с точки зрения надёжности и долговечности (несущий кузов с подрамниками вместо предпочтительной для внедорожника отдельной либо интегрированной рамы, минимально модифицированная легковая подвеска).

В русской автомобильной журналистике ввиду этого за кроссоверами закрепился неофициальный термин «паркетные внедорожники» или просто «паркетники»[2], так как их эксплуатируют в основном в городских условиях, а их проходимость на грунтовых дорогах немногим лучше, чем у простых легковых автомобилей[3]. В данном случае полный привод предназначен главным образом для повышения устойчивости и управляемости автомобиля в условиях скользкого покрытия и гололёда, а также преодоления лёгкого «городского бездорожья» (снежные завалы на дорогах и т. п.).

CUV по сравнению с классическими SUV (рамными или построенными на уникальных платформах с интегрированной рамой либо несущим кузовом) в большинстве случаев имеют более низкую себестоимость производства и, соответственно, розничную цену, более экономичны и лучше управляются, а по сравнению с построенными также на легковой платформе минивенами — предлагают покупателю более престижную внешность. Данное сочетание потребительских качеств и обусловило их повсеместную популярность.

Определение

Кроссоверы — молодой класс автомобилей с ещё не вполне чётко очерченными рамками. Иногда кроссоверы считаются подклассом SUV (Crossover SUV), иногда — самостоятельным классом (CUV — Crossover Utility Vehicle). Даже в США многие покупатели слабо отличают эти два класса друг от друга[4], поскольку различия между ними носят преимущественно конструктивный характер, при зачастую весьма схожей внешности. Не имеет однозначного характера и соотношение этого класса автомобилей с во многом похожими на него универсалами повышенной проходимости, вроде Volvo XC70, Audi Allroad и Škoda Octavia Scout.

Газета Wall Street дала следующее определение кроссоверов с точки зрения их потребительских качеств — «универсалы, которые выглядят как SUV, но при этом имеют поведение на дороге как у легкового автомобиля»[5].

История

Полноприводный универсал AMC Eagle — один из предшественников кроссоверов.

На протяжении всей послевоенной истории автомобилестроения различными производителями создавались автомобили, в той или иной степени сочетавшие качества легкового автомобиля с качествами, присущими современным SUV — американский Willys Jeepster 1948 года, британский Range Rover (1970), советские М-72 (1955), полноприводные «Москвичи» (1957) и «Нива» (1977), и так далее. Однако все они принципиально отличались от современных кроссоверов с маркетинговой точки зрения — ни один из них не позиционировался в качестве альтернативы обычному легковому автомобилю общего назначения, предназначенному для повседневной городской эксплуатации, вместо чего предлагаясь либо в качестве транспорта для сельской местности, либо как внедорожники с повышенным уровнем комфорта для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, горных районах и т. п.

Toyota Sprinter Carib AL25.

Очень близко к современному типу кроссовера и по маркетинговой концепции, и по технической реализации подошла модель AMC Eagle, выпускавшаяся американской фирмой AMC с 1979 по 1987 год. Она имела кузов от легкового AMC Concord, увеличенный дорожный просвет и специально разработанную упрощённую (без пониженного ряда передач) полноприводную трансмиссию Select Drive с вязкостной муфтой, которая автоматически перераспределяла тяговое усилие между передним и задним мостами, не допуская пробуксовки одного из них. Такая трансмиссия не обеспечивала высокой проходимости, но была вполне пригодна для периодических поездок по пересечённой местности или преодоления снежных завалов на дороге. Подключение переднего моста осуществлялось небольшим рычажком на панели приборов благодаря вакуумному сервоприводу, причём допускалась и эксплуатация на асфальте с включенным полным приводом. С точки зрения устойчивости и управляемости «Игл» практически не отличался от легковых автомобилей своего времени, а на скользком покрытии и в гололёд — превосходил их. Автомобиль активно позиционировался как альтернатива обычной легковушке, в особенности в северных штатах с характерными для них снежными зимами. Тем не менее, для своего времени машина оказалась слишком революционной по концепции и так и не стала объектом для подражания — необходимым условием для популяризации машин подобного типа оказался период господства SUV, который приучил покупателей к мысли о том, что повседневный автомобиль вовсе не обязательно должен быть обычным легковым седаном, хетчбэком или универсалом.

В достаточной степени близка к сегодняшним кроссоверам была Toyota Tercel 4WD / Sprinter Carib 1982 года (AL25), однако слабым местом данной модели (как и современных ей полноприводных легковых Subaru) была невозможность эксплуатации на асфальте со включенным полным приводом из-за отсутствия межосевого дифференциала, и при этом ручное управление его подключением, что усложняло управление автомобилем по сравнению с обычной легковушкой.

Toyota RAV-4 первого поколения.

Первыми полноценными кроссоверами современного типа стали Toyota RAV4, вышедший в 1994 году, и Honda CR-V, появившийся годом позже. «Тойота» была выполнена на своей уникальной платформе, широко использовавшей компоненты от моделей Corolla и Carina, в то время, как «Хонда» использовала готовую платформу модели Civic. Эти автомобили были созданы в качестве более дешёвой и простой в эксплуатации альтернативы исключительно популярным в те годы в Северной Америке автомобилям класса SUV и предназначены были в первую очередь именно для североамериканского рынка. SUV девяностых годов недалеко ушли от своих предшественников предыдущего десятилетия, построенных на рамном шасси «фермерских» пикапов, с примитивной подвеской и проходящими под полом кузова лонжеронами рамы, что обуславливало высокое расположение центра тяжести. Эти автомобили имели низкую устойчивость и плохую управляемость. В отличие от них, кроссоверы предлагали устойчивость и управляемость, приближающиеся к уровню обычных легковых автомобилей, при этом имели схожую с SUV внешность и просторный салон с высокой посадкой водителя и пассажиров. Появление таких автомобилей стало возможно благодаря технологическим достижениям в области массового производства, в частности — появлению роботизированных сборочных линий нового поколения, за счёт большей гибкости позволивших при сохранении низкой себестоимости собирать на одной и той же платформе совершенно разные автомобили, существенно отличающиеся друг от друга по компоновке пассажирского салона (легковые с различными типами кузова, кроссоверы, минивены).

К началу двухтысячных годов класс CUV окончательно устоялся и стал распространяться за пределами Северной Америки. Кроссоверы начали разделяться на несколько групп по размерам — от самых миниатюрных, построенных на шасси малолитражек сегмента B по европейской классификации, и до самых крупных, основанных на шасси больших седанов сегментов D — E, а также степени престижности — от сверхбюджетных до люксовых. Рынок традиционных SUV, напротив, значительно сузился, причём многие из них в новых поколениях либо сильно сблизились по концепции с кроссоверами, либо напрямую перешли в этот класс.

Примечания

  1. Auto industry’s hot 'crossover' vehicle segment poses new challenges for embattled GM and Ford.
  2. Кроссоверы — паркетники
  3. …автомобиль для эксплуатации преимущественно в городе…
  4. Шаблон:Cite news
  5. Шаблон:Cite web