Победа (наброски)
Почему заторопились с запуском «Победы» в серию после войны ?
В первые годы после войны ситуация резко изменилась по сравнению с предвоенной. В первую очередь, автопарк страны претерпел огромную убыль автотранспорта — из реквизированных для нужд фронта и тыловых служб «Эмок» и КИМов выжили лишь считанные единицы. Век автомобиля в те годы в принципе был недолог — редкая машина выхаживала больше 100 тыс. км до капитального ремонта, что соответствует 2-3 годам работы в таксомоторной службе крупного города. А уж в условиях тотальной войны, при работе по разбитым фронтовым дорогам, с постоянно перегрузкой, на суррогатных топливе и смазочных маслах — о какой либо долговечности говорить и вовсе не приходилось, и это — не говоря о прямых потерях от вражеских мин, бомб и снарядов. В Москве в первые послевоенные годы при возрождении таксомоторных парков их пришлось укомплектовать автомобилями ЗИС-101 — только они пережили войну, так как из-за обусловленной длинной колёсной базой этих лимузинов низкой проходимости их оставили в тылу. В Ленинграде один из таксомоторных парков пришлось укомплектовать поступавшими в счёт репараций малолитражками DKW немецкого производства, совершенно для этого непригодными.
Разумеется, для начала можно было возобновить выпуск проверенной довоенной «Эмки» — что, собственно говоря, и было сделано в кратчайшие сроки. Однако эта машина к тому времени оказалась настолько архаична, что её можно было рассматривать лишь в качестве временной меры. Народ-победитель заслужил право ездить на современном автомобиле отечественного производства. Кроме того, даже с новым шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 «Эмка» оставалась очень прожорливой машиной, а ситуация с топливом в послевоенные годы обещала быть мрачной (в годы до освоения месторождений в Поволжье и Сибири практически вся нефть в СССР добывалась в Азербайджане и Чечне, и её постоянно не хватало). В общем, не будет большим преувеличением сказать, что новую, более современную и экономичную, машину среднего класса «ждала вся страна».
Вполне очевидно, что в подобной ситуации у завода не оставалось времени на продолжительное «шлифование» новой модели.